Могут ли собственники МКД в Тульской области обойтись без софинансирования при замене лифтов?

icon 05/02/2020
icon 19:30
Важная новость
Могут ли собственники МКД в Тульской области обойтись без софинансирования при замене лифтов?

Автор:

Многие жители МКД столкнулись с тем, что помимо суммы в квитанциях за капремонт, в уже который входит замена лифтового оборудования, для проведения таких работ требуется дополнительная плата, так называемое софинансирование.

Согласно Постановлению правительства Тульской области и администрации города, условиями включения многоквартирного дома в конкурсный отбор для проведения работ по установке новых подъемных механизмов в 2019 году являются:

-наличие акта обследования от специализированной организации о признании лифтового оборудования подлежащим модернизации или замене;

-формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора;

-принятие собственниками помещений в многоквартирных домах решения о софинансировании работ по замене лифтового оборудования в 2019 году в размере 3,7% от общей стоимости.

Но стоит отметить, что процесс замены лифтов хорошо прописан в жилищном законодательстве и законе о капремонте. В нем черным по белому написано, что лифты заменяются по программе капремонта. Постановление тульского правительства о софинансировании замены лифтов собственниками МКД создано с целью ускорения процесса замены лифтов. Именно поэтому собственникам предлагается принять участие в софинансировании. Выходит, программа софинансирования носит добровольный характер? В таком случае, кто-то может и отказаться от платы, что ставит жителей в неравные условия.

«В настоящее время в области реализуется программа софинансирования по замене лифтов в МКД. Не секрет, что с лифтами ситуация очень серьезная. На самом деле федеральным Законом о капремонте замена лифтов предусмотрена за счет средств по капремонту. В области и городе Туле приняты постановления предусматривающие софинансирование работ по капремонту лифтов и их замене. Понятно, что цель принятия Постановлений благая, чтобы расширить перечень лифтов, подлежащих замене, с привлечением дополнительных средств собственников, но реализована она, на мой взгляд , не очень корректно. Надо учитывать, что программа софинансирования носит добровольный характер, из чего следует, что собственники сами принимают решение о софинсировании и даже ,если большинство собственников МКД приняли решение о принятии участия в программе софинансирования, никто на законных основаниях не имеет права обязать каждого собственниками внести дополнительные добровольные средства. Возникает элемент неравенства.
Кроме этого, Постановление не распространяется на МКД , принявших решение производить сбор средств на капремонт на спецсчет. Предполагается, что такие дома сами собирают средства на капремонт, сами принимают решения какие работы, когда, в каких объемах будут проводить за счет средств , собранных на спецсчете. Таким образом, чтобы заменить лифты в своих домах, собственникам придется либо резко увеличить сборы средств, либо процесс замены затянется на 8-10 лет, при этом другие работы не будут производиться совсем.
Получается , что сначала собственников активно призывали воспользоваться правом собирать средства на капремонт на спецсчет, они приняли такое решение, а потом вышло Постановление о софинансировании работ по замене лифтов, и жители оказались в неравных условиях. Одно дело, когда собственники платят дополнительно 10% к сумме , необходимой для замены лифтов и им их все заменят, при этом эти дома не исключаются из программы капремонта и будут ремонтироваться в дальнейшем. Другое дело, когда собственников, которые собирают средства на капремонт на спецсчет, поставили перед выбором ходить пешком на 9 этаж или резко увеличить сборы на капремонт.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что Программа софинасирования не выдерживает никакой критики и требует пересмотра и доработки, потому что вызывает непонимание у жителей, все понимают , что их обманули
», - поделилась своим мнение тульская активистка и блогер Татьяна Коурова.

Действительно, держатели спецсчета могут рассчитывать только на свои накопления, в отличии от пользователей «котлового» счета, которые еще могут взять деньги у банка. Схема работает так: производитель поставляет подъемник, а оплату за него получает в рассрочку, по мере накопления нужного объема средств за счет взносов от граждан. С жителями же, которые сами копят на капремонт, инвесторы сотрудничать опасаются. Одно дело, когда программу курирует региональный оператор — за ним стоит субъект. И совсем другое — спецсчет, на котором собирают средства небольшое количество собственников.

«Жители Многоквартирных домов сами в праве выбирать способ формирования фонда на капитальный ремонт МКД, либо на счету регионального оператора - Фонда капитального ремонта Тульской области, либо на специальном счету. Принимая это решение жители учитывают состояние своего жилого дома, свои финансовые возможности, а так же ряд субъективных факторов включая не желание «скидываться в общий котел» или «ремонтировать за свой счет старый жилой фонд».

Фондом капительного ремонта Тульской области будет проводиться ремонт многоквартирных домов с 2026 года и позднее. Кто-то останется в ожидании ремонта на десятилетия. Собственники МКД, выбравшие спецсчет, могут принять решение о проведении капремонта в любое время. Особенно, если в доме пришел в негодность лифт или прохудилась крыша. Для этого необходимо организовать общее собрание, на котором принимается решение о проведении капитального ремонта с указанием вида работ, даты начала и окончания и формы финансирования. Утверждается смета расходов на капитальный ремонт.

Собственникам, которые выбрали Регионального оператора, придется ждать установленного Фондом капительного ремонта Тульской области срока проведения ремонта, что не мешает им в случае необходимости проведения срочных работ и предаварийного состояния дома, ходатайствовать перед администрацией о переносе срока капитального ремонта дома на более ранний. Но одно дело просить, другое дело - иметь право.

Таким образом, одни выбирают удобство и независимость, другие - надежность и веру, что о них позаботятся, без права на контроль и распоряжение. Однако дома перешедшие на спецсчета несут дополнительные риски, ведь набранных денег может не хватить на ремонт и придётся брать кредит в банке.

Согласно Постановлению тульского правительства о софинансировании замены лифтов собственниками МКД - так как субсидия предоставляется Фонду капитального ремонта Тульской области в софинансировании могут участвовать только МКД, выбравшие способом формирования денежных средств по взносам на капремонт - счет регионального оператора. Субсидия - это «подарок» от администрации – и они его дарят Фонду капитального ремонта Тульской области.

Собственникам домов, выбравшие спецсчет субсидия не полагается, но предоставление субсидии это право и не обязанность администрации, поэтому говорить о нарушении чьих либо прав, здесь нельзя.

Любой может сказать, что это не справедливо, но в соответствии со ст. 173 Жилищного кодекса РФ - способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Поэтому ничего не мешает жильцам перейти к региональному оператору и воспользоваться субсидией и софинансированием.

Однако нужно помнить, что субсидия предоставляется домам на конкурсной основе и получение права, совсем не значит выделения денег и замены лифтового оборудования», - прокомментировал юрист Сергей Богданов.

В Фонде капремонта сообщили, что размер денежных средств, которые расходуются на замену лифтов определяется ежегодно в соответствии с Порядком, утвержденным правительством Тульской области. Постановлением правительства Тульской области № 447 от 28.09.2017 (с учетом изменений, внесенных постановлением правительства Тульской области № 218 от 17.06.2019) установлен размер предельной стоимости замены лифтового оборудования, который может расходовать региональный оператор за счет средств, сформированных исходя из минимального взноса, который составляет 1 941 355,62 руб, больше этого жители потратить не могут. Поэтому для этого и введена программа софинансирования. Это необязательная мера, а лишь «толчок» к более быстрой замене лифтового оборудования. Другой вопрос, если отказаться от этой меры, исправного механизма жильцы МКД увидят еще не скоро.