Станет ли Ясногорск «тульским Пикалево»?

icon 24/06/2009
icon 20:41

©

Решением Тульского арбитражного суда на прошлой неделе на Ясногорском машиностроительном заводе введено внешнее наблюдение. Это, по сути, первый этап процедуры банкротства. Уже второго банкротства этого завода. Сегодня работники предприятия всерьез опасаются, что лишатся не только работы, но и не получат заработанного. Тем более, что печальный опыт у них уже есть.

История одного банкрота

Четыре голодовки, две из которых длились больше месяца, провели в свое время работники Ясногорского машиностроительного завода, требуя переоценки имущества предприятия-банкрота и выплат долгов по заработной плате. Тогда людей, которых банкротство завода, длившееся четыре года и оставившее в конечном итоге без средств к существованию, пойти на крайние меры заставило равнодушие властей. Чиновники их не поддержали, более того, в какой-то момент даже стали называть «экстремистами».

После завершения процедуры банкротства Ясногорского машзавода в апреле 2006 года, средств, полученных от реализации имущества предприятия, не хватило на то, чтобы полностью погасить долги по зарплате. Предприятие, балансовая стоимость которого на момент начала процедуры банкротства в 2003 году составляла 450 миллионов рублей, было продано за …4 миллиона рублей. За годы банкротства общая сумма долга перед работниками достигла 42 миллионов, а долг банкрота перед государством – 260 миллионов. Работники завода уверены, что имущество продано по заниженной цене. Они пытались доказать (в том числе и в письмах руководству страны) на основании имеющихся у них документов, что реальная цена предприятия превышает 300 миллионов рублей. Они пытались это делать в ходе многочисленных арбитражных судов, но тогда слушали других – грамотных арбитражных управляющих (за четыре года они трижды менялись) и бывшего главу района Дмитрия Быстрова. Последний говорил: не важно, что так дешево – главное, чтобы завод работал. Потом он все же попался на взятке в двести тысяч долларов за продажу земли и сел на двенадцать лет.

Но лишь после смены прокурора области, а вслед и прокурора района правоохранительные органы, напуганные акциями протеста, начали предпринимать шаги по защите прав рабочих. Так, прокурором района было направлено заявление в интересах ряда бывших работников ЯМЗ в Головинский районный суд Москвы к некоммерческому партнерству СРО «МЦПУ» (саморегулируемая организация арбитражных управляющих, представители которой занимались процессом банкротства) с тем, чтобы возместить долги по заработной плате из компенсационного фонда этой организации. Это дело кочует из одного столичного суда в другой. Бывшие работники, которых оправили в свое время на две трети зарплаты и не выплатили ничего, вот уже три года пытаются отстоять свои права. Проигрывая один суд за другим, они все еще надеются выиграть дело у опытных юристов, специализирующихся на банкротстве предприятий.

День нынешний

 

В конце прошлого года на ЯМЗ числилось около 1600 работников. В настоящее время здесь трудятся всего 788 человек, причем чуть более 200 – на две трети ставки. Официально под сокращение попали менее 20 рабочих. Каким образом руководству предприятия за полгода удалось сократить коллектив в два раза – история умалчивает. Дмитрий Нефедов, в 2006 году возглавивший завод, затем числившийся в совете директоров, а ныне представляющий интересы предприятия в администрации области, но называющий себя при этом «простым российским безработным», объяснил это просто: средний возраст работников 57 лет, вот и уходят постепенно на пенсию. Ну да, каждый второй мирно покинул родной завод, на котором, по словам того же Нефедова, нехватка квалифицированных рабочих кадров. Впрочем, как признался наш информированный собеседник, для многих получить пенсию было выгоднее, чем соглашаться на две трети заработка (это несколько странно, поскольку он же уверял, что средняя зарплата на предприятии 18 тыс. руб.), а специалистам, мол, нашли другую работу.

По данным прокуратуры, на 1 июня задолженность по зарплате на ЯМЗ составляла около 6 миллионов рублей. Как заверил господин Нефедов, на вчерашний день долгов оставалось 1,4 миллиона. «Уверяю вас, что все долги по зарплате мы погасим полностью», – сказал господин «простой российский безработный». Он заверил, что никто не собирается доводить банкротство до конкурсного производства , т.е. продажи предприятия. Что он, вложив в завод более 400 миллионов рублей, не даст ему умереть.

По словам Нефедова, ситуация осложнилась тем, что в сентябре прошлого года руководство завода было вынуждено срочно погасить кредиты банкам превышающие 250 млн. руб. Конечно, выдернуть сразу такую сумму оказалось серьезным ударом. А тут еще и кризис… Или срочное погашение было связано с кризисом? Этот момент не совсем ясен. Словом, сложная история.

Зато сейчас предприятие уже практически прошло пик кризиса! Так, в период с ноября по январь у ЯМЗ было по 7 -14 млн. руб. прибыли в месяц (получается сразу после того, как расплатились с банками). В феврале падение спроса на продукцию от крупных заказчиков составило 82 %. Но сегодня этот спад составляет всего 10 %. Так что положительная динамика имеется. Дмитрий Нефедов объясняет это тем, что в стране начался процесс инмпортозамещания. «Наша продукция востребована», – уверяет Нефедов. То, что половина коллектива уволена, а треть оставшихся трудится на общественных работах по государственной антикризисной программе, он объясняет реорганизацией производства: разобрали большие линии по сборке однотипных изделий, заменив их одной универсальной.

И в это самое время на ЯМЗ «напала» налоговая инспекция. Дмитрий Нефедов сообщил, что налоговая проверка деятельности предприятия в 2006 году обнаружила некоторые «нестыковочки». «Но мы тогда работали без бухгалтера, в цехах стояли буржуйки, не было света, конечно, могли в чем-то ошибиться», – волнуется собеседник, вспоминая тот период. А вот теперь, когда есть надежда на выход из кризиса, злобные мытари требуют с предприятия почти 60 млн. руб., выплатив которые, завод уже не поднимется.

При том никаких претензий к налоговой службе у руководства предприятия нет – они делают свое дело, просто со всем этим надо тщательно разбираться. Да вот и на банкротство сами подали с единственной целью – оттянуть время, чтобы «отрегулировать отношения с налоговой».

Иное мнение

Правда, у специалистов налоговой службы несколько иной взгляд на ситуацию. Как пояснил «МК в Туле» заместитель руководителя УФНС по Тульской области Виктор Чусов, действительно на ЯМЗ в прошлом году проходила выездная проверка, по результатам которой доначислена определенная сумма налогов. Налоговики считают, что руководство предприятия практикует схему ухода от налогов с помощью фирм-однодневок. Нити этих однодневок тянутся в столицу. Там по адресу, на который были зарегистрированы фирмы, связанные с ЯМЗ, как бы находилось еще около 200 организаций – это наглядный пример работы так называемых массовых учредителей, услугами которых, по всей видимости, пользовалось и руководство Ясногорского завода.

Налоговикам удалось доказать свою правоту в суде. Однако, как только суд снял 9 июня обеспечительные меры с имущества ЯМЗ, его руководство сразу же подало на банкротство.

Правда, господин Нефедов данную ситуацию объясняет невезением с партнерами – не слишком честными, мол, оказались. Так, Пермский проектный институт взялся было за разработку нового электропоезда. Ему было перечислено 300 млн. руб., а вот акта выполненных работ от них до сих пор не получили. «Налоговая сделала выводы, что мы обязаны с этого доплатить в бюджет, но, если мы это сделаем, то у нас не будет возможности дальше развиваться», – поясняет господин «простой российский безработный».

Между тем, у предприятия есть и более свежие долги – по налогу на доходы физических лиц, т.е. с выплаченной зарплаты. Можно, конечно, обещать, что все долги погасятся, как только окончательно выяснятся позиции. Но не сложно и предположить, что выживать, одалживаясь у государства, не платя полностью налоги, или у рабочих, не выплачивая зарплаты, легче, чем брать кредиты в банках – банковские проценты гораздо больше, чем налоговые пени и штрафы. Вопрос, пожалуй, в другом: а собирается ли руководство ЯМЗ сохранять предприятия? Уставный фонд ЗАО «ЯМЗ» составляет всего 10 тыс. рублей, заводское имущество им арендуется, так что банкротить-то собственно нечего…

Кстати, по новому закону о банкротстве учредители ЗАО несут субсидиарную ответственность за долги обанкротившегося предприятия. Правда, с 1 января этого года, когда изменения вступили в силу, таких прецедентов еще не было.

По материалам газеты "Московский комосолец в Туле" (www.mktula.ru)