Политическая борьба внутри партии власти и гнев губернатора на нерадивых чиновников. Итоги недели с Софьей Поповой

©
Бывшие работники просят встречи с Владимиром Груздевым
В резонансном деле с банкротством ООО «Тулапассажиртранс» появились новые подробности. Конкурсная управляющая пошла на крайние меры и продала дебиторскую задолженность предприятия, несмотря на то, что дело сдвинулось с мертвой точки, и Министерство финансов РФ начало выплачивать полагающиеся обществу деньги. Заложниками ситуации стали, как обычно, люди – работники ООО. Теперь у них нет вообще никаких гарантий, что им будет возвращена задолженность по зарплате. К слову сказать, в настоящее время она составляет порядка 20 млн рублей. А свои заработанные деньги ждут свыше 800 сотрудников «Тулапассажиртранса».
ООО «Тулапассажиртранс» через суд требовало взыскания с Минфина РФ убытков в размере свыше 103 млн рублей. Эта сумма возникла в связи с неполным возмещением расходов предприятию на перевозку тульских льготников в 2006 и 2007 годах. Общая же дебиторская задолженность составляет свыше 173 миллионов рублей.
Перевозка льготников должна была финансироваться из федерального бюджета. Однако, с учетом установленных для «Тулапассажиртранса» тарифов на перевозку, компенсация расходов исходя из цены льготных билетов не покрывала понесенные расходы. То есть, возникла так называемая межтарифная разница. Предприятие несло убытки, затем была начала процедура банкротства.
На протяжении двух лет суды различных инстанций отказывали во взыскании убытков. Решения строились на отсутствии каких-либо доказательств об обязанности возместить межтарифную разницу за счет казны РФ или Тульской области. Тарифы, установленные администрацией Тульской области в соответствии с возложенными на нее полномочиями, не обжаловались ни истцом, ни иными заинтересованными лицами и не признаны в установленном законом порядке недействительными (незаконными).
Иными словами, суды отказывали по большей части из-за отсутствия прецедента по аналогичным судебным искам. В 2011 году такой прецедент был создан в Приморье. После чего Высший Арбитражный Суд РФ смог, наконец, удовлетворить требования истца.
6 декабря 2011 года ВАС постановил взыскать с в пользу ООО «Тулапассажиртранс» более 8 млн рублей. Возмещение убытков означало то, что работники в соответствии с законом «О банкротстве» начнут получать положенные выплаты. Но не тут-то было.
Объявилось неожиданное препятствие в лице человека, который, казалось бы, должен был делать все, чтобы интересы сотрудников ООО защитить, - конкурсного управляющего Екатерины Стретинской.
Спустя две недели после принятого ВАС РФ решения, 23 декабря 2011 года, она продала с торгов дебиторскую задолженность предприятия некоему физическому лицу – Шапошниковой Н.В. по цене 568 тыс. 386 руб. Произошло это путем подписания договора переуступки права требования (так называемая цессия).
Здесь следует пояснить, что по такому договору права передаются в полном объеме, то есть новый кредитор может требовать от должника не только выплаты основного долга, но и уплаты штрафов, пеней, неустоек.
Обычно первоначальный кредитор продает долг с убытком. Это происходит, когда фирма понимает, что ей не взыскать задолженность или возвращение долга приведет к значительным затратам. Тогда компании выгоднее сократить эти будущие потери, переуступив права требования с убытком. В такой ситуации для кредитора становится важным доказать налоговым инспекторам экономическую обоснованность убыточной реализации. Если объяснение убытка по договору цессии будет недостаточно обоснованным, налоговая служба может обвинить предприятие в недобросовестности.
Сотрудники «Тулапассажиртранса» неоднократно пытались привлечь внимание правоохранительных органов к продаже задолженности предприятия. Однако на все запросы и заявления приходили отписки. Последний ответ из прокуратуры области был получен 19 марта 2012 года. В нем, в частности, было указано, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования пока нет.
Накануне в Арбитражном суде состоялось заседание по иску регионального УФНС о признании торгов по продаже задолженности недействительными. В суде представитель истца отметила, что решение собрания кредиторов по продаже задолженности, на которые ссылается ответчик, также оспаривается в суде, и, соответственно, не могло быть основанием для проведения торгов. Кроме того, 8 млн рублей по решению суда уже были назначены к выплате в качестве возмещения убытков. Конкурсная управляющая не могла не знать об этом, так как в заседании Высшего Арбитражного суда присутствовал ее представитель, действующий по доверенности Стретинской. Следовательно, обоснованность проведения торгов здесь ставится под вопрос.
И самое главное: сумма, которую получило «Тулапассажиртранс» по итогам цессии, в 316 раз меньше общей суммы дебиторской задолженности.
Сама Стретинская, выступая в суде, заявила, что торги были проведены в соответствии с законом «О банкротстве», а следовательно, не было никаких нарушений. После того, как стало известно о решении суда, по которому 8 млн рублей могли быть получены предприятием, «Тулапассажиртранс», как организатор торгов, был вправе отказаться от их проведения, но был не обязан это делать. Условия торгов были полностью соблюдены с обеих сторон, а потому нет никаких оснований для их отмены.
В итоге Арбитражный суд под председательством судьи Владимира Катухова постановил оставить дело без рассмотрения, так как для этого нет оснований.
У истца – налоговых органов – есть возможность обжаловать решение суда в Двадцатом Арбитражном апелляционном суде.
Как рассказала ИА «Тульские новости» бывшая председатель профсоюза предприятия Ольга Кузнецова, решение ВАС о взыскании 8 млн рублей стало для сотрудников надеждой на то, что люди начнут получать зарплату. Действия Стретинской эту надежду полностью перечеркнули. «8 миллионов нам уже выплатили, - рассказала Ольга Кузнецова. – На подходе – еще 103 миллиона. Конкурсная управляющая должна была изучить все документы и всю ситуацию, прежде чем проводить торги. На каком основании она, зная о решении суда, все равно провела торги, - я не знаю. Но теперь ситуация только усугубилась. Получат ли люди положенные им по закону деньги, - неизвестно».
Непонятно и то, почему на протяжении двух месяцев не распределялись поступившие на счета предприятия 1 200 000 рублей, полученных от продажи имущества «Тулапассажиртранса». Так как счета арестованы, распределением денег занимались судебные приставы. А затем, по непонятной причине, перестали это делать. Два месяца деньги, которые могли бы пойти в счет уплаты долгов, лежали невостребованными. Только сегодня стало известно о том, что приставы возобновят распределение средств.
Почему конкурсная управляющая все-таки пошла на проведение торгов, причем понимая, что сумма, которую получит предприятие, более чем в 300 раз меньше той, которую оно могло бы получить, какое отношение имеет физическое лицо Шапошникова к предприятию, и какие цели преследовала Стретинская, продавая задолженность, - разбираться в этом – компетенция правоохранительных органов.
А вот работникам «Тулапассажиртранса» пока ничего больше не остается, как продолжать писать обращения и жалобы во всевозможные инстанции. Пока у власти был Вячеслав Дудка, они писали ему. Теперь получать письма пришла очередь Владимира Груздева. Сотрудники предприятия обратились к нему с просьбой провести личную встречу, на которой могли бы, наконец, заявить о двухлетней (!) невыплате зарплаты и попросить о помощи главу региона.